Как сделать стул из дерева своими руками
✔ Содержание:
Знаменитый датский архитектор и дизайнер мебели Геррит Томас Ритвельд, сын краснодеревщика, родившийся в голландском городке Утрехте в 1888 году, решил придумать стул.
Но ведь придумать стул, — это всё равно, что изобрести сегодня велосипед. Однако стул у Ритвельда получился настолько необычным, что позже был официально включён в классику современной мебели. И вот сегодня мы с вами сделаем такой же стул, но облегчённой конструкции, всего из 15 деталей. Мы будем изготавливать его из бука, а для покраски выберем самые смелые цвета.
Берем брус из твёрдой древесины и распускаем его на четырнадцать 700-миллиметровых заготовок сечением примерно 35x45 мм. Затем полученные заготовки доводим до чистового сечения 30x40 мм.
Но на достигнутом мы не останавливаемся! Полученные заготовки разделим на шесть позиций:
1-я — ножки - 2 шт.,
2-я — консоли - 2 шт.,
3-я — консоли сиденья — 2 шт.,
4-я — стойки спинки — 2шт.,
5-я — стяжки спинки и ножек — 4шт.,
6-я — опорные стяжки под сиденье — 2 шт.
Обратите внимание, что детали 1, 2, 3 и 4-я — одна — левая, а другая — правая!
А сидеть-то будем не на жёрдочках же! Значит, делаем из фанеры толщиной 5мм. основание нашего шикарного мягкого сиденья. Это уже 7 позиция, а деталей — всего 15.
Почему разделили по позициям? Да потому, что каждая позиция имеет свои размеры и конфигурацию: у них «фигуры разные».
Приступаем к приданию «фигурам» их окончательных очертаний. Внимательно смотрим на рисунки и сопоставляем этапы перевоплощения деталей.
В первую очередь делаем ножки (рис.1 поз.1). Берём две заготовки и обрезаем их в размер — 450 мм. Они у нас с одной стороны обрезаны под прямым углом, а с другой (по стороне 40 мм) под углом 22,5°. Ещё в ножках мы делаем выборку, чтобы придать элегантность и законченность «фигуре» и с помощью ламельного фрезера выбираем один паз в боковой плоскости ножки, а второй — перпендикулярно плоскости острого угла.
Подошла очередь делать консоли (см. рис. поз.2). Мы снова берём две заготовки и обрезаем их в размер 670 мм. Потом по высоте 40 мм ассиметрично на концах заготовки отмеряем уже знакомые 22,5° и «вжик» циркуляркой!
На полученных срезах размечаем отверстия под шпонки. Кто хоть когда нибудь делал отверстия под шпонки, знает как трудна и ответственна такая операция. Но эту работу удивительно легко сделать при помощи ламельного фрезера.
Не имеет смысла дальше рассказывать об изготовлении оставшихся деталей. Всё тоже самое. Но! Внимательно смотрим на позиции 3 и 4.
Позицию 5 — наши замечательные стяжечки, они же опорочки, под наши замечательные спиночки — делаем с помощью шаблона, выбирая радиус 900 мм. А в торцах делаем отверстия под шпонки (поз.5 на рис. 1) Одна стяжечка у нас как бы лишняя, но это только кажется. Ей мы «поручим» стягивать ножки нашего стула. Но, учтите, что высоту стяжки надо подогнать под размер ножки. Ножка-то с выборкой!
Ах, да, не забыть сразу разметить и просверлить отверстия, через которые потом будем притягивать само сиденье к каркасу! Можно не смотреть на чертёж, а довериться своему вдохновенью! Вот мы и завершился этот самый сокровенный этап — подготовку к сборке. Все детали сделаны согласно чертежам, отшлифованы и подогнаны. Ну как можно собрать из груды совершенно разных деталей нечто «конструктивистски совершенное»?!
А вот как! Шпонки есть, клей есть, киянка всегда под рукой. Собираем правую и левую половины. Надеюсь, вы не забыли, что у вашего стула две половины: правая и левая. А вы что — все отверстия под шпонки сделали на боковых плоскостях всех заготовок с одной стороны? МО-ЛОД-ЦЫ! Ну, это не беда. Чуть пострадает только внешний вид. Фрезеруйте отверстия насквозь! Вклеите шпонки, отпилите и зашлифуете! Вот так!
Внимательно смотрите на чертёж. Разобрались? Продолжаем дальше.
С помощью специального колпачка на бутылке с клеем аккуратно промазываем все отверстия на деталях основания каркаса и забиваем в них шпонки, оставляя свободными, но промазанными отверстия на сопрягаемых деталях!
Стягиваем правую и левую половины струбцинами и даем клею высохнуть.
После того, как правая и левая части каркаса высохли, обработаем их шлиф-машинкой по всей поверхности и слегка снимем фаски на верхних и нижних торцах. И тут же, не останавливаясь (покой нам только снится!), начинаем сборку всего каркаса нашего «конструктивистского стула». Как его только не называли — и №14, и «Steltman» и ещё, ещё...
Наступил черёд воссоединения двух половин. «Как?» — спросите вы. Да просто. У нас есть шесть замечательных мостиков-стяжечек. И мы поможем им выполнить их миссию. Снова берём в руки наш замечательный тюбик с клеем и промазываем отверстия под шпунты в торцах наших «мостиков». Хорошо промазываем. Но в меру, чтоб не было подтёков.
Промазать нам надо всего-то двенадцать отверстий и забить в каждое из них шпонку. Затем так же аккуратно промазываем все отверстия в наших «мостиках» (поз. 5 и 6). И так же аккуратно стыкуем наши пока ещё разрозненные части («два берега»), соединяя две разлученные половинки. И вот последние, уверенные, но нежные взмахи киянки... И, о чудо, вот он, СТУЛ. Хуже не будет, если детали 1-4 вы сделаете большего сечения.
Теперь дело только за сиденьем (поз. 7). Но эта деталь настолько проста, что посмотреть на её чертёж можно только один раз. Берите в руки лобзик с пилкой для быстрого и чистого двустороннего реза.
Конечно, если вы хотите сидеть на жестком, можно прикрутить к каркасу просто отшлифованную (сами знаете для чего) фанеру. Но нет предела совершенству. Сидеть надо с комфортом. А как? Элементарно! Фанеру надо обить! Для этого нам понадобятся: ватин, поролон, какой есть под рукой, и умопомрачительная ткань, достойная нашего «конструктивистского совершенства». Всё это роскошество обрезаем под габарит нашего сиденья, и только ткань оставляем с припуском. Укладываем в следующей последовательности — ткань, ватин, поролон и сверху ставшую уже родной фанеру. Встаём на этот «гамбургер» всем своим весом и методично, степлером, равномерно натягивая ткань, крепко-накрепко прибиваем её к фанере. Но подождите. Воссоединять сиденье и каркас ещё рано!
Берём самый яркий оранжевый цвет и глизаль. Смешиваем их в соотношении 1 к 2. «Для чего глизаль?» — спросите вы. А вот для чего! Мы же не просто столяры: закрасили и всё. Мы декораторы. А глизаль сделает краску такой прозрачной, что поможет сохранить ощущение того, что стул сделан из дерева. Далее мы методично, грань за гранью, покрываем весь стул нашей замечательной полупрозрачной краской. Но фишка-то в том, что нанеся краску на грань, мы тут же начинаем как бы стирать её макловицей. Сделав пару взмахов макловицей, мы насухо её вытираем тряпочкой, снимая излишки краски.
Как вам оранжевый цвет! Красота! Но мы, конструктивисты, пойдём дальше. Нам нужен эффект. Мы берём золотую краску и капаем в неё немного красного пигмента и снова разбавляем глизалью. Но совсем немного. Получаем, как говорят в народе, «червонное золото». И снова, грань за гранью, повторяем весь процесс: краска, кисточка, грань, макловица, сухая тряпка.
Но у нас, авангардистов, должна быть «изюминка». И мы оставляем не закрашенными боковые торцы стула. Мы снова берём чистый стаканчик и смешиваем в нём белую перламутровую краску, глизаль и сиреневый пигмент с фиолетовым оттенком. Тщательно перемешиваем. Выливаем в ванночку и поролоновым узким валиком аккуратно, стараясь не запачкать соседние грани, наносим нашу лавандово-перламутровую красочку на торцы стула.
Вот он — конструктивистская реальность с авангардистским подтекстом.
По материалам журнала "САМ"
Дата размещения: 18-01-2024, 23:43
Но ведь придумать стул, — это всё равно, что изобрести сегодня велосипед. Однако стул у Ритвельда получился настолько необычным, что позже был официально включён в классику современной мебели. И вот сегодня мы с вами сделаем такой же стул, но облегчённой конструкции, всего из 15 деталей. Мы будем изготавливать его из бука, а для покраски выберем самые смелые цвета.
Берем брус из твёрдой древесины и распускаем его на четырнадцать 700-миллиметровых заготовок сечением примерно 35x45 мм. Затем полученные заготовки доводим до чистового сечения 30x40 мм.
Но на достигнутом мы не останавливаемся! Полученные заготовки разделим на шесть позиций:
1-я — ножки - 2 шт.,
2-я — консоли - 2 шт.,
3-я — консоли сиденья — 2 шт.,
4-я — стойки спинки — 2шт.,
5-я — стяжки спинки и ножек — 4шт.,
6-я — опорные стяжки под сиденье — 2 шт.
Обратите внимание, что детали 1, 2, 3 и 4-я — одна — левая, а другая — правая!
А сидеть-то будем не на жёрдочках же! Значит, делаем из фанеры толщиной 5мм. основание нашего шикарного мягкого сиденья. Это уже 7 позиция, а деталей — всего 15.
Почему разделили по позициям? Да потому, что каждая позиция имеет свои размеры и конфигурацию: у них «фигуры разные».
Приступаем к приданию «фигурам» их окончательных очертаний. Внимательно смотрим на рисунки и сопоставляем этапы перевоплощения деталей.
В первую очередь делаем ножки (рис.1 поз.1). Берём две заготовки и обрезаем их в размер — 450 мм. Они у нас с одной стороны обрезаны под прямым углом, а с другой (по стороне 40 мм) под углом 22,5°. Ещё в ножках мы делаем выборку, чтобы придать элегантность и законченность «фигуре» и с помощью ламельного фрезера выбираем один паз в боковой плоскости ножки, а второй — перпендикулярно плоскости острого угла.
Подошла очередь делать консоли (см. рис. поз.2). Мы снова берём две заготовки и обрезаем их в размер 670 мм. Потом по высоте 40 мм ассиметрично на концах заготовки отмеряем уже знакомые 22,5° и «вжик» циркуляркой!
На полученных срезах размечаем отверстия под шпонки. Кто хоть когда нибудь делал отверстия под шпонки, знает как трудна и ответственна такая операция. Но эту работу удивительно легко сделать при помощи ламельного фрезера.
Не имеет смысла дальше рассказывать об изготовлении оставшихся деталей. Всё тоже самое. Но! Внимательно смотрим на позиции 3 и 4.
Позицию 5 — наши замечательные стяжечки, они же опорочки, под наши замечательные спиночки — делаем с помощью шаблона, выбирая радиус 900 мм. А в торцах делаем отверстия под шпонки (поз.5 на рис. 1) Одна стяжечка у нас как бы лишняя, но это только кажется. Ей мы «поручим» стягивать ножки нашего стула. Но, учтите, что высоту стяжки надо подогнать под размер ножки. Ножка-то с выборкой!
Ах, да, не забыть сразу разметить и просверлить отверстия, через которые потом будем притягивать само сиденье к каркасу! Можно не смотреть на чертёж, а довериться своему вдохновенью! Вот мы и завершился этот самый сокровенный этап — подготовку к сборке. Все детали сделаны согласно чертежам, отшлифованы и подогнаны. Ну как можно собрать из груды совершенно разных деталей нечто «конструктивистски совершенное»?!
А вот как! Шпонки есть, клей есть, киянка всегда под рукой. Собираем правую и левую половины. Надеюсь, вы не забыли, что у вашего стула две половины: правая и левая. А вы что — все отверстия под шпонки сделали на боковых плоскостях всех заготовок с одной стороны? МО-ЛОД-ЦЫ! Ну, это не беда. Чуть пострадает только внешний вид. Фрезеруйте отверстия насквозь! Вклеите шпонки, отпилите и зашлифуете! Вот так!
Внимательно смотрите на чертёж. Разобрались? Продолжаем дальше.
С помощью специального колпачка на бутылке с клеем аккуратно промазываем все отверстия на деталях основания каркаса и забиваем в них шпонки, оставляя свободными, но промазанными отверстия на сопрягаемых деталях!
Стягиваем правую и левую половины струбцинами и даем клею высохнуть.
После того, как правая и левая части каркаса высохли, обработаем их шлиф-машинкой по всей поверхности и слегка снимем фаски на верхних и нижних торцах. И тут же, не останавливаясь (покой нам только снится!), начинаем сборку всего каркаса нашего «конструктивистского стула». Как его только не называли — и №14, и «Steltman» и ещё, ещё...
Наступил черёд воссоединения двух половин. «Как?» — спросите вы. Да просто. У нас есть шесть замечательных мостиков-стяжечек. И мы поможем им выполнить их миссию. Снова берём в руки наш замечательный тюбик с клеем и промазываем отверстия под шпунты в торцах наших «мостиков». Хорошо промазываем. Но в меру, чтоб не было подтёков.
Промазать нам надо всего-то двенадцать отверстий и забить в каждое из них шпонку. Затем так же аккуратно промазываем все отверстия в наших «мостиках» (поз. 5 и 6). И так же аккуратно стыкуем наши пока ещё разрозненные части («два берега»), соединяя две разлученные половинки. И вот последние, уверенные, но нежные взмахи киянки... И, о чудо, вот он, СТУЛ. Хуже не будет, если детали 1-4 вы сделаете большего сечения.
Теперь дело только за сиденьем (поз. 7). Но эта деталь настолько проста, что посмотреть на её чертёж можно только один раз. Берите в руки лобзик с пилкой для быстрого и чистого двустороннего реза.
Конечно, если вы хотите сидеть на жестком, можно прикрутить к каркасу просто отшлифованную (сами знаете для чего) фанеру. Но нет предела совершенству. Сидеть надо с комфортом. А как? Элементарно! Фанеру надо обить! Для этого нам понадобятся: ватин, поролон, какой есть под рукой, и умопомрачительная ткань, достойная нашего «конструктивистского совершенства». Всё это роскошество обрезаем под габарит нашего сиденья, и только ткань оставляем с припуском. Укладываем в следующей последовательности — ткань, ватин, поролон и сверху ставшую уже родной фанеру. Встаём на этот «гамбургер» всем своим весом и методично, степлером, равномерно натягивая ткань, крепко-накрепко прибиваем её к фанере. Но подождите. Воссоединять сиденье и каркас ещё рано!
Берём самый яркий оранжевый цвет и глизаль. Смешиваем их в соотношении 1 к 2. «Для чего глизаль?» — спросите вы. А вот для чего! Мы же не просто столяры: закрасили и всё. Мы декораторы. А глизаль сделает краску такой прозрачной, что поможет сохранить ощущение того, что стул сделан из дерева. Далее мы методично, грань за гранью, покрываем весь стул нашей замечательной полупрозрачной краской. Но фишка-то в том, что нанеся краску на грань, мы тут же начинаем как бы стирать её макловицей. Сделав пару взмахов макловицей, мы насухо её вытираем тряпочкой, снимая излишки краски.
Как вам оранжевый цвет! Красота! Но мы, конструктивисты, пойдём дальше. Нам нужен эффект. Мы берём золотую краску и капаем в неё немного красного пигмента и снова разбавляем глизалью. Но совсем немного. Получаем, как говорят в народе, «червонное золото». И снова, грань за гранью, повторяем весь процесс: краска, кисточка, грань, макловица, сухая тряпка.
Но у нас, авангардистов, должна быть «изюминка». И мы оставляем не закрашенными боковые торцы стула. Мы снова берём чистый стаканчик и смешиваем в нём белую перламутровую краску, глизаль и сиреневый пигмент с фиолетовым оттенком. Тщательно перемешиваем. Выливаем в ванночку и поролоновым узким валиком аккуратно, стараясь не запачкать соседние грани, наносим нашу лавандово-перламутровую красочку на торцы стула.
Вот он — конструктивистская реальность с авангардистским подтекстом.
По материалам журнала "САМ"
Дата размещения: 18-01-2024, 23:43
Раздел: Самоделки для дома Автор: solotaia